вторник, 28 ноября 2017 г.


ИСТОРИЯ   НОВОГО  ГОДА « ПО СОВЕТСКИ»
"сделано в СССР"
В волшебную ночь с 31 декабря на 1 января звучит звон бокалов, наполненных шампанским, и жители бывшего СССР загадывают желания под бой главных курантов страны.
История Нового года до советского периода 
В современном виде Новый год жителям царской России был незнаком. Отсчёт истории этого праздника начинается с 1700 года – тогда Пётр I повелел под страхом наказания праздновать Новый год 1-го января. Согласно указу Петра предписывалось проводить украшение домов к празднику еловыми ветками. И всё же в Российской империи Новый год не имел статус самостоятельного праздника – он составлял лишь часть Рождества, причём второстепенную.
Главный персонаж новогоднего торжества Дед Мороз объявился аж в 1840 году – этот симпатичный старичок доброго нрава появился в рассказе «Мороз Иванович», написанном Владимиром Одоевским, писателем и князем. Но тогда это ещё не был знакомый нам Дед Мороз – именовался он «рождественским дедом». Второй новогодний персонаж – Снегурочка – появился благодаря пьесе, написанной Александром Островским. Девочка была названа молодой помощницей Деда Мороза, впоследствии переименованная поэтами и писателями во «внучку».
Советский Новый год 
История празднования Нового года в СССР была непростой. В 20-е была развернута антирелигиозная компания, запретившая Рождество, Деда Мороза, ёлку, милых ангелочков. На тот момент победа досталась ярым атеистам – была развернута яростная борьба с различными религиозными предрассудками либо суевериями. Сам праздник и его атрибуты были причислены к «старорежимным» вредным веяниям, способствующим одурманиванию народных масс. Хотя и среди большевиков были сторонники этого празднования, включая самого Ленина. Он, находясь практически при смерти, 7-го января 1924 года, в день православного Рождества, участвовал в детском празднике, проходившем в Горках.      
В 1927 году были изданы «Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни». По отношению к Новому году там было озвучено следующее: «Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» ёлочкой и «добрым» Дедом Морозом ещё и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». Появились в советской империи «пятидневки» вместо имеющихся ранее семидневных недель. Воскресенья вместе с различными христианскими праздниками стали приходиться на обычные рабочие дни. Деда Мороза причислили к врагам народа, рождественскую ёлку стали называть «поповской», и если кто-то готовил на Рождество кутью, это могло обеспечить человеку переселение в обитель Деда Мороза.
С 1927 года вышел официальный запрет советской власти на проведение новогодних ёлок. В поддержке антирождественской кампании участвовало много советских поэтов, из которых не остался в стороне Демьян Бедный. В своих стихах он осуждал рождественскую тематику:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой,
Вылитый сказочный «Дед Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
Кардинальные изменения только произошли в 1935 году – после того как прозвучал знаменитый лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее», и новогодняя ёлка снова получила официальный статус. Парадоксально или закономерно, но именно в 1937-38 годах начинают складываться именно советские традиции Нового года. Инициатором выступает И.Сталин. «Где будем делать главную елку», - спросил он якобы у своего окружения. И сразу огромные елки начали устанавливать в Парке Горького, возле гостиницы «Москва». А бал-маскарад для отличников был проведен в Колонном зале дома Союзов. Первое время советские дети пугались бородатого Деда Мороза и рыдали, не понимая, кто он такой. Другое дело, когда на праздник приходит полярный летчик – персонаж знакомый и нестрашный,Павел Постышев, будучи секретарем украинского ЦК Компартии, после получения одобрения Сталина направил комсомольцам письмо-обращение, опубликованное 28 декабря в «Комсомольской правде» под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». Это письмо восприняли в качестве директивы, и уже 29 декабря в той же «Комсомолке» появилось постановление ЦК ВЛКСМ, завизированное Александром Косаревым, в котором всем категорически предписывалось организовать веселое празднование без занудства торжества, проводя новогодние ёлки. Новый год с того момента был отнесён к одному из главных праздников великой страны.
1936 год ознаменовался Декретом СНК, где разрешалось официально проводить публичное празднование Новый год, исключая Рождественский праздник. Был призыв силами государственных либо детских учреждений организовывать новогоднее празднование – рекомендовали наряжать ели на городских площадях. Рекомендации были даны и по украшению праздничного дерева – ель украшали сверху не восьмиконечной Вифлеемской звездой, а пятиконечной, красного цвета, и украшение проводилось к Новому году вместо Рождества. Первая официальная ёлка была установлена в Москве к 1-му января 1937 года в Доме Союзов, одновременно с которой на территории всего СССР зажглись праздничные ёлки.    
Также после обидных «репрессий»получил «реабилитацию» и Дед Мороз – его после определённых сомнений восстановили в правах. Но в течение 2-х лет ёлки проводились без этого персонажа. Лишь 1-го января 1937 года первую Кремлевскую ёлку посетил Дед Мороз, которого сыграл артист Гаркави. Имеются воспоминания Надежды Стрелец, присутствовавшей на том торжестве: «Зал был украшен цветами и огромным панно с изображением Сталина среди детей… А вот ёлка была невзрачная, вся в вате, которую клочками набросали».
"Новый год шагает по стране!"
После того, как Новый год в СССР был официально разрешён, наладился и выпуск елочных игрушек, свёрнутый в лихие годы Революции. У новогодней ёлки в СССР сменилась венчающая макушку звезда, а вот Дед Мороз остался без изменений из-за отсутствия религиозной направленности внешнего вида. Дети стали получать одинаковые подарочные пакеты, чтобы никому не было обидно. К концу 30-х произошла доработка имиджа главного персонажа – у него появилась помощница Снегурочка. Чуть позже она получила равные права участия при праздновании Нового года.
Активно использовался Дед Мороз в годы войны с фашистами для пропагандистских целей – например, новогодняя открытка, изданная в 1942 году, показывает Деда Мороза изгоняющим фашистских захватчиков. В 1944 году на новогодней открытке изобразили Деда Мороза со «сталинской» трубкой, держащего в руках мешок с оружием и нарисованным на нём американским (!) флагом.
Сценарий новогоднего праздника в 50-е усилиями советских асов пера Сергея Михалкова и Льва Кассиля получил национальные особенности. На новогоднем представлении всегда выходила сначала Снегурочка, которая готовила участников праздничного представления к появлению Деда Мороза. Ребята, измучившись в ожидании главного героя, скандированием вызывали его к ёлке. После появления Деда Мороза вокруг новогодней ели водили хороводы, играли, пели, читали стихи, а в конце праздника происходила раздача подарков.
В 60-е годы приобрёл популярность «приём» Деда Мороза на дому, развившийся в 70-е. Тогда и подарки стали более индивидуальными, всё чаще совпадавшими с тайными мечтами ребёнка, ожидающего новогоднего чуда.    
Оба эти сценария успешно работают и сегодня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий